Одобрение типа транспортного средства

Наименование ОТТС (одобрение типа транспортного средства) присвоено документу, наличие которого предоставляет право импортировать на территорию ТС и регистрировать здесь новые АТС (автотранспортные средства). Этот документ фактически является сертификатом, подтверждающим соответствие характеристик АТС требованиям по вопросам безопасности, которые предъявляются к нему действующим законодательством, в частности национального ТР РФ, утверждённого 10.09.09 правительственным постановлением, имеющим регистрационный № 720, а также ТР, утверждённого постановлением за № 609, которое датировано 12.10.05.

В связи с тем, что автомобильный транспорт предоставляет потенциальную опасность для здоровья и жизни человека, принадлежащего ему имущества, к безопасности и качеству указанной продукции предъявляются достаточно жёсткие требования. Основными действующими законодательными и подзаконными актами, регламентирующими вопрос одобрения типа транспортного средства (ОТТС) в Российской Федерации являются:

  1. принятый 09.12.11 ТР ТС, утверждённый решением за № 877, которое было принято КТС. Документ получил обозначение ТР ТС 018/2011 и вступает в силу на территории стран-членов ТС с 01.01.15;
  2. датированным 16.03.11 постановлением с регистрационным № 170, которым правительство РФ утвердило соответствующий список продукции, последнее редактирование которого осуществлено 06.02.12;
  3. постановлением под № 720, которым правительство нашего государства 10.09.09 утвердило соответствующий ТР. Текст последнего корректировался последний раз 06.10.11;
  4. правительственным постановлением с регистрационным № 814. Дата принятия указанного документа 12.10.10;
  5. приказом № 4777, которым Росстандарт РФ утвердил 30.11.10 «Рекомендации по заполнению …» в том числе и формы ОТТС;
  6. изданным 20.08.10 приказом за № 3109, которым Росстандарт РФ утвердил «Перечень документов…»;
  7. письмо, опубликованное  18.08.11 и зарегистрированное ФТС РФ под № 01-11/39997 с изменениями на 10.11.11;
  8. письмо, опубликованное  07.04.11 и зарегистрированное ФТС РФ под № 04-34/15716;
  9. распоряжение № 1750-р, изданное правительством России 12.10.10;
  10. зарегистрированным 10.09.10 правительственным постановлением за № 706;
  11. датированным 18.08.10 постановлением под № 639 определило требования к органам по сертификации, на которые возлагается обязанность по ОТТС;
  12. изданным 11.05.11 приказом МВД РФ, зарегистрированным под № 13/6-104;
  13. приказ Росстандарта РФ, изданный 24.02.11 и зарегистрированный под № 733;
  14. приказом № 4663, изданным Госстандартом РФ 25.11.10 регламентирована процедура ведения реестров ОТТС.

На второй группе документов остановимся ниже. Если уже на этом этапе у вас возникли вопросы, специалисты нашего центра квалифицированно ответят на любой из них. Для этого просто задайте его на странице нашего сайта, и сотрудник центра свяжется с вами.

Колёсные АТС, относимые к категориям O, L, N, M, которые планируется после поставки на территорию ТС эксплуатировать на дорогах  (автомобильных) общего пользования, а равно шасси АТС отечественного производства, уже эксплуатируемых на указанной территории, в обязательном порядке проходят оценку соответствия требованиям действующего законодательства и нормативов. При этом последние должны быть гармонизированы с так называемыми Правилами ЕЭК ООН. Последняя проводится в форме одобрения типа транспортного средства. Если проверка прошла успешно, то по её результатам органом по сертификации оформляется одноимённый документ – ОТТС. После его оформления указанный документ регистрируется в уполномоченном Административном органе (в России данная функция возложена на ФАТРиМ) и лишь после этого выдаётся соискателю.

Информация обо всех выданных ОТТС хранится в едином государственном реестре и автоматически транслируется в базу данных ГИБДД МВД РФ. На основании полученного ОТТС владелец автомобиля получает право оформить ПТС и поставить ТС на учёт в ГИБДД.

Наличие ОТТС необходимо в обязательном порядке для изготовителей специальной техники, производимой на шасси, уже находящихся в эксплуатации ТС, а равно иных моделях. Точно так же наличие указанного документа обязательно для импортёров всех видов ТС (специальных, грузовых, легковых…). Наличие одобрения типа транспортного средства законодательно требуется также в тех случаях, когда начинается производство новой модели ТС (при условии. что в конструкцию выпускаемого шасси внесены конструктивные изменения по сравнению с моделями, выпускавшимися ранее).

В соответствии с положениями ТР в текст ОТТС обязательно должны вноситься базовые ТТХ АТС, его маркировка, внешний вид, а также ссылка на действующие нормативы, котором данное ТС соответствует. Если указанный документ отсутствует, то владельцу такого ТС отказывают в её постановке на учёт и, соответственно, её нельзя будет эксплуатировать. Для импортных ТС отсутствие ОТТС может рассматриваться как достаточное условие для запрета перемещения указанного транспортного средства на территорию России.

Одобрение типа ТС должно иметься у любого ТС, импортируемого в нашу страну, либо ввозимого на таможенную территорию РФ на срок, превышающий 6 месяцев. При этом сертификацию должны пройти не только сами ТС, но и их комплектующие и запасные части к данной технике.

Срок действия полученного ОТТС зависит от ряда факторов, среди которых условия производства, порядок осуществления импорта и сроки действия имеющихся сертификатов соответствия на комплектующие, узлы и агрегаты.

На сегодняшний день различают 4 вида ОТТС. Это:

  1. сертификация поднадзорных ТС;
  2. сертификация партии ТС;
  3. сертификация разовой (штучной) поставки ТС;
  4. сертификация ТС, выпускаемых серийно.

В первом случае одобрение типа ТС осуществляется на спецтехнику, включая карьерную, и грузоподъёмные ТС. В этом случае необходимо дополнительно получить разрешение Ростехнадзора. Это обусловлено тем, что данные ТС должны быть адаптированы к условиям эксплуатации и погодно-климатическим условиям РФ (например, одно из требований – сохранение работоспособности при температуре окружающего воздуха минус 40 градусов). Если ТС не соответствует указанным требованиям, то требуется осуществление доработки конструкции подобного ТС. И лишь после этого она может быть поставлена в Россию.

Во втором случае следует отметить отличие сертификации партии ТС от сертификации серийно выпускаемых ТС. Оно заключается в предоставленном законом праве осуществлять лабораторные испытания как в официальных лабораториях и сертификационных центрах, так и в лабораториях производителя, либо в независимых лабораториях. Второе существенное отличие – нет необходимости осуществлять сертификацию производства. В ходе сертификационных испытаний в оформляемый документ — ОТТС — вносят серийные номера, присвоенные всем ТС, прошедшим испытания.

Третий вид. Используется в случаях. когда наличие ОТТС необходимо собственно покупателю ТС, изготовленного (либо проходящего сертификацию) в единичном экземпляре, либо на малую партию ТС, являющихся однотипными. При использовании третьего вида ОТТС действующим законодательством предусмотрена упрощённая процедура оформления документа. ТС не проходит лабораторных испытаний. Сертификация производства также не проводится. Одобрение типа транспортного средства в указанном случае оформляется на основании результатов, полученных органом по сертификации на основании экспертизы КТД на данное ТС, которая была представлена владельцем данного ТС.

И, наконец, четвёртый вид. В отличии от трёх вышеперечисленных в ОТТС, оформляемом по 4 виду, конкретные серийные номера ТС, проходящих сертификацию, не проставляются. Нет также ссылок на номера контрактов на поставку и т.п. А значит изготовитель, оформивший ОТТС по данному виду, имеет возможность в течение срока действия данного одобрения типа ТС поставить любое количество ТС.

Кроме перечисленных в первом блоке вопросы одобрения типа транспортного средства в той или иной мере регламентируются также нижеприведёнными документами:

  1. датированным 26.07.10 постановлением за № 552, которым правительство нашего государства утвердило соответствующие «Списки товаров…», которые последний раз пересматривались 06.02.12;
  2. постановлением № 609, которым правительство РФ 12.05.10 утвердило внутренний российский ТР, который на сегодняшний день действует в редакции по состоянию на 20.01.12;
  3. письмо № 01-11/39997, опубликованное ФТС РФ 18.08.11, с изменениями, которые внесены 10.11.11;
  4. постановление от 21.04.10, которым правительство РФ определило орган, на который в нашей стране возлагаются обязанности по аккредитации органов и лабораторий, занимающихся вопросами сертификации. Документ зарегистрирован под № 263
  5. опубликованное 22.11.06 информационное письмо за № ГЭ-101-32/6151, которым Ростехрегулирования установило стоимость оформления соответствующих сертификатов;
  6. изданный 21.08.06 приказ Минпромэнерго РФ, имеющий регистрационный № 197
  7. датированный 24.11.05 приказ Ростехрегулирования под № 1540.

Лицо, желающее получить ОТТС, обязано представить в соответствующий орган:

  1. заявку на получение вышеназванного документа;
  2. сопроводительное письмо;
  3. СГР ТС (экспертное заключение Роспотребнадзора) – при необходимости;
  4. гарантийное письмо;
  5. составленное в произвольной форме обоснование готовности производства к выпуску изделия, на которое испрашивается одобрение типа;
  6. ТУ, руководство или инструкция по эксплуатации;
  7. техническое описание ТС с приведёнными в развёрнутом виде техническими характеристиками  данного ТС;
  8. основные чертёжные проекции (три) АТС, на которое испрашивается одобрение типа транспортного средства, с простановкой габаритных размеров (лист А4);
  9. описание маркировки, применяемой на данном ТС;
  10. протокол применения (в копии) приобретённого изделия, в котором указывается на возможность последующего использования результатов испытаний данного шасси, если оно используется как базовое в составе АТС. Кроме тех случаев, когда данное АТС целиком изготавливается самостоятельно;
  11. разделительный перечень (копия) оформленный производителем базового шасси;
  12. копия одобрения типа ТС на шасси, используемое в качестве базового;
  13. сертификаты соответствия на приобретаемые комплектующие для ТС и устанавливаемое на ТС оборудование;
  14. протоколы заводских и / или сертификационных испытаний;
  15. свидетельство о получении МИК изготовителя (WMI).

Несколько слов о последнем документе. Международный идентификационный (МИК) код изготовителя обязан иметь любой изготовитель транспортных средств и каждый из импортёров, поставляющих ТС на территорию нашей страны. Дословно наименование указанного документа переводится, как – всемирный индекс изготовителя. Указанный индекс формируется из трёх знаков и позволяет получить однозначную идентификации производителя данного ТС. Первый символ – географическая зона, второй —  страна в данной зоне, третий – конкретный производитель в данной стране (вариант – обозначение типа ТС).

Полученный код предоставляет право получения так называемого номера VIN (идентификационного № ТС), состоящего из семнадцати символов. Структура указанного кода отвечает положениям стандартов ISO 3780 и 3779, принятых в 1983 году. Производитель (импортёр) имеет право наносить его на поставляемые (изготавливаемые) ТС (навесные таблички — шильдики, либо набивка указанного номера на частях шасси или кузова, являющихся несъёмными). Время получения этого кода не превышает 5 рабочих дней.

А вот процедура получения свидетельства о присвоении WMI достаточно длительная и сложная. Для его получения необходимо направить в соответствующий орган:

  1. сопроводительное письмо;
  2. копию трёх первых страниц устава, с указанием информации о полном наименовании изготовителя (поставщика), его юридическом и фактическом адресе, сфере деятельности, а также ОГРН и ЕГРЮЛ;
  3. массовые характеристики ТС, его изображение в трёх проекциях с указанием габаритов, полное наименование;
  4. карточку организации (с реквизитами);
  5. устав в копии (в разделе «сфера деятельности» обязательно должны быть включены продажа или производство автотранспорта);
  6. адрес и наименование на русском и английском языках;

До начала процедуры получения WMI заявитель обязан иметь код ОКП и обозначение как минимум на одно ТС. Для чего он обязан представить:

    • общий вид ТС, планируемого к выпуску (А4, три проекции, габариты);
    • весовые параметры;
    • для специальной техники – дополнительно указывается комплектация базового шасси;
    • область применения и назначение изделия.

Если ТС собирается из приобретаемых комплектующих, то дополнительно предоставляются:

  1. фотографии ТС;
  2. идентификационный № ТС;
  3. копия контрактов, согласно которым поставляются сборочные комплекты.

Разрешение на право применения выбранного базового шасси для последующего выпуска на нём специального АТС офорляется в несколько этапов. На каждом из них представляется свой пакет документов:

  1. на стадии производства опытного образца:
    1. пояснительная записка, включающая:
  1.                                                               i.      описание режима работы спецтехники, область её применения и назначение;
  2.                                                             ii.      подробное описание функционирования спецчасти (включая максимальную и минимальную скорость движения автомобиля с работающей спецчастью);
  3.                                                           iii.      весовые характеристики изделия (распределение по осям и общая масса);
  4.                                                           iv.      расчёты крутящего момента (мощности), отбора сжатого воздуха, электроэнергии, устойчивости, развесовки и т.п.;
  5.                                                             v.      стандартная комплектация (подкачка шин, лебёдка, спальное место водителя…);
  6.                                                               i.      общий вид (обязательная привязка спецчасти к базовому шасси);
  7.                                                             ii.      общий вид (три проекции) спецтехники в транспортном положении;
  8.                                                           iii.      установка спецчасти на базовое шасси (подробно – о способах крепления)
  9.                                                           iv.      гидравлические, пневматические, электрические схемы, кинематика отбора мощности…;
  10.                                                             v.      доработки, проводимые на автомобиле;
    1. чертежи:
    1. адрес производителя опытного экземпляра, сроки и место проведения испытаний;
    2. ФИО главного конструктора и директора предприятия – производителя;
  1. Документы, необходимые на этапе окончательного согласования:
    1. Протокол разрешения, оформленный согласно положениям ГОСТ (стандарт 2.124-85.4). если в качестве шасси используется «КАМАЗ» — 2 экземпляра;
    2. Приложение к вышеупомянутому протоколу, включающее список предоставленных на согласование материалов (документов);
    3. Пояснительная записка;
    4. Чертежи;
    5. Вид слева – габаритная схема спецтехники, М 1:50, А4;
    6. Схема планируемой окраски;
    7. Цветные фотографии спецтехники (справа, слева), 13х18, по 2 экземпляра;
    8. ИО, ИЭ, ТУ;
    9. Результаты проводившихся испытаний, касающиеся ТС, с указанием поперечной устойчивости и результатов взвешивания, а также управляемости;
    10. Техническая характеристика (краткая, А4, один лист) в двух экземплярах.

Изо всего приведённого выше хорошо видно, что получение «одобрения типа транспортного средства» процедура весьма длительная. Сроки её завершения могут существенно увеличиться, если данным вопросом будет заниматься неподготовленный человек.

Вопрос будет решён значительно быстрее и проще, если вы поручите получение ОТТС нашему центру. Наши специалисты прекрасно разбираются в теме. Просто обратитесь в ближайшее отделение (здесь) и ваша проблема станет нашей.

Добавить комментарий